Сегодня самым эффективным средством передачи эмоций стали линия и форма.
В Античности то, что мы называем «визуальными искусствами», ставилось гораздо ниже поэзии и музыки. Платону не могло и присниться, что искусство изображения на плоскости когда-нибудь победит высокие жанры трагедии и комедии. Еще в начале прошлого века в русском языке не было самого слова «графика» как вида искусства, а понятие «рисунок» имело прикладное значение. Только с появлением авангардных течений и развитием промышленного дизайна графика выделяется как отдельная дисциплина и наконец, к нашему времени экранной культуры, приобретает статус самого демократического и распространенного из искусств.
Сегодня графика затмила живопись и архитектуру. От графики негде спрятаться. Она преследует нас с рекламных щитов, экранов компьютеров и телефонов, вездесущих вывесок и логотипов. Из всех цветов графика стремится оставить черный и белый, зато входит в реальную жизнь и принимает в себя текстуру бумаги, сияние экрана, шероховатость забора. Технологии VR и AR демонстрируют возможности графического искусства в ближайшем будущем.
Под предлогом обращения к традиционному жанру изобразительного искусства зритель знакомится с инновационными возможностями графики, в том числе ИИ и сайенс-арта, расширяя свой кругозор. Выставка «На грани графики» демонстрирует широкий диапазон современных подходов к графическому искусству. 100 произведений двадцати московских художников и 12 студентов РАНХиГС, выпускников «крестного отца» многих поколений российских дизайнеров промышленной графики Сергея Серова, собраны по принципу максимального разнообразия и расширения границ традиционного жанра изобразительного искусства графики. На выставке представлены классические иллюстрации и необычные техники печати, акварели и цифровая графика, натурные зарисовки и работы, сделанные в сотрудничестве с искусственным интеллектом.
Выставка «На грани графики» заглядывает за привычные границы эстетического, рассматривая научные чертежи, рисунки, схемы, томограммы и другие технические изображения как художественные объекты. Изначально обращаясь к традиционному жанру изобразительного искусства, зритель знакомится с инновационными возможностями графики, в том числе сгенерированной нейросетями.