Мультики-джойстики
с 15 апреля в галерее «Ходынка» Объединения «Выставочные залы Москвы» проходит коллективная выставка Александра Савко и студентов Московской школы современного искусства Университета креативных индустрий Universal University.
Выставочный проект «Мультики–джойстики» исследует способы взаимодействия иллюзии – как компонента современной культуры – в различных продуктах индустрии 4.0 с позицией зрителя в отношении нее. Это исследование разворачивается в различных контекстах.


Иллюзии, созданные посредством технологий, – мультипликационные, анимационные, графические; 3d, веб 4.0, VR, AR; компьютерные интерактивные видео игры, голографические и прочие проекты – представляют собой эффективные стратегии захвата зрительского внимания и обеспечения присутствия в них человека, и в данном случае являются предметом визуально-аналитического исследования группы студентов программы «Современное искусство» Московской школы современного искусства – в рамках кураторского проекта Елены Ковылиной). Премьера проекта намечена на 14 апреля 2023 г. в пространстве галереи Ходынка (Объединения Выставочные Залы Москвы). Руководитель курса Михаил Левин.

Первые опыты «оживления картинки» и создания движущегося образа относятся еще к 15 веку. Эволюция же самого феномена мультиплицирования изображения – от первых кинескопов до опытов братьев Люмьер, и далее – к Метавселенным – заняла не менее нескольких веков.
Стремительное и повсеместное внедрение цифровых технологий, сделавшееся своеобразной доминантой уже в начале нынешнего столетия, радикально усилило «вау-эффект» и усилило статус «индустрии иллюзий».

Между тем, вместе с развитием технологий постепенно менялась и роль зрителя.
На первых этапах эволюции техник визуальных спецэффектов – с появлением «картинок-обманок» и иных фокусов – роль зрителя, сводилась, в основном, к эмоциональной включенности в процесс и почти полному следованию предлагаемому нарративу. Ставка индустрии развлечений, делавшаяся мега корпорациями на эмоциональное погружение, переживание, своего рода трансгрессию, служила созданию «горизонтального алгоритма» приобретения опыта (как, например – сопереживание герою).

Сегодня вариативность вовлеченности в мультимедийную среду иллюзии, предоставляемая современному зрителю, много шире. Эти вариации представляют прежде всего целую палитру сценарных веток развития: множество сюжетных линий – внутри отдельного произведения; артефакты дополненной реальности, и проч.
Благодаря использованию всевозможных гаджетов (таким, как одномерные и многомерные джойстики, сенсоры, ползунки, педали, ручки), а также технологиям VR, AR, интерактивная игра, телеприсутствие и другим, им подобным, то есть, связывающим зрителя с произведением, делая его не просто наблюдателем, но активным пользователем, обладающего статусом участника и по-своему формирующим пространство реализации тех или иных вариантов прохождения игры. В сущности, – псевдотворцом – в рамках предзаданных алгоритмов.
Такая эволюция – от пассивного наблюдателя до активного участника – чрезвычайно интересна – как с точки зрения культурологической и антропологической, так и с концептуальной.
На примере нее мы можем экстраполировать некоторые социальные процессы, уже сейчас происходящие в обществе (равно как и те, которым суждено осуществляться в ближайшем будущем) в случае, если они будут внедрены массово.


Так, Метавселенные – в том идеальном аспекте, как они бывают представлены в фантастических фильмах о будущем – скрывают в себе потенциальные перспективы построения целых миров, которые могут быть проявлены в виде органических голографических матриц, и способны к созданию конкуренции – в отношении жизни в физическом мире.
Герберт Маршалл Маклюэн, один из наиболее авторитетных теоретиков современных медиа, приводил аналогию между изобретением колеса телеги и атрофией стопы у человека, тем самым иллюстрируя гипотезу о том, что технический прогресс, на самом деле, служит не столько развитию природных способностей человека, сколько их угнетению.

Футуристические перспективы развития парадигм виртуальных интерактивных миров, исследованию которых мы посвящаем нынешнюю выставку с ироничным названием «Мультики-Джойстики» готовы явить потенциально совершенную архитектуру иллюзорных пространств. Это поистине впечатляет. Однако несмотря на всю привлекательность предлагаемого параллельного – дигитального – мира, именно сейчас мы призваны осмыслить принимаемое нами, то есть, современным обществом, коллективное решение: насколько глубоко, на самом деле, мы хотели бы погрузиться в объятия навязываемой нам отовсюду игровой матрицы, и, предоставив цифровому миру свои органические ресурсы – в виде времени, внимания, телесного присутствия – тем самым объективировать компьютерные программы и алгоритмы, насытив их той единственной, собственной жизненной энергией.

Елена Ковылина

Даты проведения:
15 апреля — 21 мая
2023


Возрастной ценз: 6+
Куратор
Елена Ковылина
Художники

Александр Савко

«Overmorrow» (Радмила Мигулина, Аксана Прутцкова)

«Понедельник» (Алла Мезенцева, Татьяна Гоголева, Лада Шуйская)

«Фиалки» (Лолита Филиппенко, Инга Аллакова)

«Кашаева-Кириллина» (Евгения Кашаева, Анна Кириллина)

«Воробьи» (Маргарита Журавлёва, Варвара Силантьева, Дарья Клементьева)

«Симптомы» (Велла Амазарян, Анна Пергунова)

«Видимый звук» (Ирина Зюськина)

«День» (Анастасия Рыжикова)

«Мы открылись» (Татьяна Гоголева, Юрий Чернышев, Аксана Прутцкова)

Партнёр проекта Московская школа современного искусства Университета креативных индустрий Universal University
куратор программы «Современное искусство» Михаил Левин
Параллельная программа к выставке

В рамках программы пройдет несколько событий (экскурсии, перформансы, мастер-классы, дискуссии)  от художников, чьи работы представлены на выставке.

Галерея
Ходынка
ул. Ирины Левченко, д. 2
м. «Октябрьское поле»

+7 (499) 198-76-84
hodynka@vzmoscow.ru

Время работы галереи:
вт-вс 11:00–20:00