ФЕСТИВАЛЬ НАУЧНОГО ИСКУССТВА

«ЧАСТОТЫ» 23-24'

ФЕСТИВАЛЬ НАУЧНОГО ИСКУССТВА «ЧАСТОТЫ»

Галерея Ходынка Объединения «Выставочные залы Москвы» поддерживая десятилетие науки и технологий, а также инициативу «Наука как искусство» вот уже четвёртый год проводит фестиваль научного искусства «Частоты» в формате серии программных выставок, посвященных научному искусству, а также содействует развитию инновационных проектов в области экспериментального искусства и экспериментальной науки.


Автор идеи и концепции фестиваля «Частоты» – художник и куратор Елена Ковылина.

О ЧАСТОТАХ

Частота — физическая величина, характеристика периодического процесса обозначается буквой латинского алфавита f. В квантовой механике частота колебаний волновой функции имеет также физический смысл энергии этого состояния.


Здесь мы рассматриваем высокую частотность циклов самосовершенствования технологий искусственного интеллекта и волновую материю самой энергии.


В художественном контексте название фестиваля «Частоты» отсылает нас к тому, что все в нашем мире имеет свою уникальную неповторимую частоту: каждое явление, каждый живой вид или растение имеет волновую природу, свою уникальную «вибрационную подпись» и подчиняется универсальным алгоритмам и числовой матрице Вселенной.

О ФЕСТИВАЛЕ
Это ежегодный фестиваль научного искусства. Четвертый сезон фестиваля научного искусства «Частоты» будет проходить с сентября по декабрь 2023, а начиная с января следующего года проект продолжит развиваться в формате арт-лаборатории на базе Галереи Ходынка.

В этом году фестиваль откроется 21 сентября первой выставкой «Звёздный храм» в Галерее Ходынка. Фестиваль состоит из цикла тематических выставок и мероприятий: конференций, лекций, перформансов, которым предшествуют общение и взаимодействие ученых и художников. Образовательная программа - гуманитарные направления и естественно-научные. Теория Философия и методология науки. Технологичные мастер-классы. Конференции.

Первая выставка научного искусства в рамках четвёртого сезона фестиваля научного искусства «Частоты 4.0. Звездный храм» проблематизирует роль человека и его отношения к природе и космосу, к нашему общему дому планета Земля. Она выстроена в форме открытой лаборатории на базе галереи Ходынка, что призвано дать старт последующим выставкам и событиям четвертого фестиваля Частоты. В экспозиции объединены мультимедийные проекты художников, связанные с искусственным интеллектом и нейронауками; артефакты из фондов хранилища биологического Музея им. Тимирязева, исследования лаборатории Сколтех и Всероссийского института генетических ресурсов растений имени Н.И. Вавилова. Большинство работ выставочного проекта были созданы в рамках заезда «Наука как искусство» в партнёрстве с платформой «Таврида».Выставка представляет собой результат сотрудничества группы кураторов, художников и ученых. Планируется сопроводительная программа в формате лекций, мастер-классов, образовательных конференций и круглых столов с участием ученых, студентов технологических профильных ВУЗов и современных художников.

Принять участие в проекте можно отправив заявку в разделе OPEN CALL.

СЛОГАН ФЕСТИВАЛЯ
ВИДЕТЬ НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ РЕАЛЬНОСТИ
МИССИЯ
Миссия фестиваля заключается в объединении двух типологий – эстетического, то есть по большей части чисто созерцательного состояния, с сугубо научной оценкой происходящего, в объединении художественного опыта и строго научного подхода. Как например, когда мы имеем дело с шедеврами мирового художественного искусства, должны ли мы учитывать технические, исторические, производственные и иные аспекты его создания, Конечно, взгляд художника был бы сосредоточен на формальных, эмоциональных и иных аспектах восприятия. Взгляд ученого, напротив, будет сосредоточен на технологических параметрах произведения. Мы предлагаем соединить два взгляда в одну общность – без права превалирования одного над другим. Извечная дилемма эстетического и физического отныне может быть разрешена в синтезе целого ряда авторских достижений и подтверждением этого является фестиваль Частоты, объединивший в себе огромную плеяду современно мыслящих авторов.
ЦЕЛИ
Формирование понимания в обществе роли инноваций для принятия осознанного выбора в пользу гуманистического или трансгуманистического пути развития общества. Утверждение гуманистического вектора развития современной культуры в эпоху внедрения новых технологий.
ЗАДАЧИ

1. Определение четких критериев, призванных определить общее поле в искусстве и в науке, которые до сих пор не явны.

2. Построение платформы взаимодействия искусства и науки, художников и ученых.

3. Создание условий совместной работы ученых и художников для возникновения произведений научного искусства.

4. Построение сетевого сообщества авторов научного искусства в России

5. Координация работы художников и ученых на территории научных лабораторий

6. Создание серии тематических выставок

7. Образовательная программа

О НАПРАВЛЕНИИ НАУЧНОГО ИСКУССТВА
Научное искусство(artscience) - область современного искусства на стыке художественного и научного, творческого и технологического. Арт - объекты "научного искусства" опираются на достижения ученых, серьезную исследовательскую базу, но при этом обращаются кэмоциям, позволяя не только осмыслить, но и прочувствовать науку. Современные практики научного искусства по своей природе трансдисциплинарны: это сочетание искусства, науки и инженерии. Цель подобного типа деятельности, часто осуществляемой творческими коллективами, участники которых обладают различными навыками, заключается в расширении границ и инструментов художественной практики с опорой на научные концепции и методики. Искусство и наука вступают в творческое взаимодействие. Полученные произведения носят гибридный характер: они относятся к области как научного познания, так и художественного опыта. Представители научного искусства преследуют несколько основных целей: исследовать, понять и визуализировать в процессе творчества сложнейшие проблемы современной науки и пост-технологической культуры; использовать искусство в качестве посредника и инициатора общественной дискуссии на тему отношений науки и технологии с современной культурой и цивилизацией (например, с точки зрения трансгуманизма, постгуманизма и энвайронментализма); генерировать и реализовывать новые интегрированные научно-художественные практики, нацеленные на поиск новых творческих стратегий в современной пост-технологической культуре; а также критически взглянуть на методы и процедуры, которыми пользуется наука и инженерия в свете вызовов и потребностей современного общества.
Научное искусство – это область деятельности, которая базируется на соблюдении баланса эстетического восприятия и строго научных характеристик. В то время, как художественное восприятие базируется исключительно, либо в основном на этико-эстетическом уровне, научное знание предполагает совершенно иную категориальную системность.
В искусстве мы воспринимаем, в науке – мы управляем.
В искусстве мы созерцаем – в науке мы наблюдаем.
В науке необходимым условием наблюдения является инструмент воздействия. В искусстве, созерцая, зритель полностью растворяется в объекте созерцания.В науке сохранена постоянная контролируемость наблюдения.
Конечно, для абсолютного большинства, выход в космос корабля «Восход -1» был чисто эстетическим впечатлением, когда в ЦУП траектория движения спутника была предметом научно-технического наблюдения. Данное категориальное противопоставление актуально и по сей день. Искусство - созерцаемо, но не воспроизводимо. Наука, напротив, «невидна», но контролируема.

В пересечении этих крайне сложных критериальных особенностей мы рассчитываем на встречу художественного и научного взглядов, - методов созерцания и наблюдения, радости познания и власти контроля, в конце концов, некой священной способности восприятия , в синтезе чисто технического навыка управления, - вот в чем заключается сущность научного искусства на сегодняшний день.

Ошибочно полагать, что художник является исключительно иллюстратором работы учёного. Художник в научном искусстве – равноценный исследователь и партнер, способный конструировать формы с новой технологической функциональностью и метафизическими свойствами, преобразуя компоненты специализированного оборудования, реинкарнируя их физический потенциал в назначении элемента художественного произведения.Опираясь на актуальность современных потребностей общества на научные и экологические решения глобальных проблем, художник представляет, как будущие достижения науки смогут гармонизировать живые организмы с неживой материей технологий.


Неотъемлемые характеристики составляющих направления научного искусства:
НАУКА
1. Наблюдаемость (действия, процессуальность)
2. Контролируемость (в любой момент можно прервать, остановить)
3. Воспроизводимость (уметь повторить) = объективность

ИСКУССТВО
1. Созерцаемость (образ)
2. Процессуальность (действие, перформанс)
3. Допустимость случайности = субьективность

НАУЧНОЕ ИСКУССТВО = ЭКСПЕРИМЕНТ + ПРОЦЕССУАЛЬНОСТЬ + ОБРАЗ +
ЭСТЕТИКА + ЭТИКА + ОБЬЕКТИВНОСТЬ + СУБЬЕКТИВНОСТЬ

Можно сделать вывод, что определяющими в научном искусстве являются не формальные и стилистические, но сущностные признаки, соответствие следующим критериям:
· наблюдаемость (процессуальность),
· контролируемость (в любой момент можно прервать, остановить),
· воспроизводимость (уметь повторить),
· созерцаемость (образ),
· контролируемая случайность.

ПРИЗНАКИ НАУЧНОГО ИСКУССТВА
· Междисциплинарность
· Командная работа, в которую входят представители как от художественного сообщества, так от научного
· Технологичность
· Полученные произведения носят гибридный характер: они относятся к области как научного познания, так и художественного опыта
· В основе творческого метода лежит исследование и эксперимент
· Применение этических критериев к тому, чем занимается современная наука и инженерия
О ФОРМАТАХ

Кураторы фестиваля научного искусства «Частоты» отдают предпочтение работам и междисциплинарным практикам: исследованиям в области научного искусства, научным изобретениям и технологиям, аналитическим произведениям, обращенным к классической эстетике, построенной на гармонии, которые раздвигают границы восприятия, а также расширяют

академический опыт. Конечным произведением научного искусства могут быть: инсталляция, видео арт, перфоманс, VR/AR проект, эксперимент, исследование в т.ч. с использованием

технологий искусственного интеллекта. Основным критерием здесь является социальная и художественная значимость нового опыта, в основе которого лежит исследование научного

явления с использованием технологий в формате современного искусства. Мы ценим потенциал создания историй и умение креатора материализовать свои идеи в виде объектов, эстетически и концептуально привлекательных для современного зрителя.

О ТЕМАХ ФЕСТИВАЛЯ

Каждый год фестиваль «Частоты» исследует разнообразные темы:

в 2020 г осмысление феномена фреквенции как физической уникальной «вибрационной подписи» живых объектов,

в 2021 г — «Живые и неживые антенны»,

в 2022 г — «Волшебство сверхтехнологий».


В 2023 году мы предлагаем поразмышлять вместе на тему изучения космоса, его эстетики и технологий в рамках

четвёртого выпуска фестиваля «Частоты 4.0. Звездный храм»


Мы бы хотели посвятить художественное высказывание нашей планете Земля, рассмотреть в контексте выставки феномен красоты, как некого «протоконструкта» всего живого. С точки зрения философии, антропологии и

футурологии, нам интересно рассмотреть в контексте этики такие феномены, как постчеловек,

трансгуманизм, постгуманизм, эволюция, цифровое бессмертие, крионика, био-человек, дигитальный субъект.

О ПАРТНЕРАХ ФЕСТИВАЛЯ
О ПЛОЩАДКАХ ФЕСТИВАЛЯ

В проекте научного фестиваля Объединение «Выставочные залы Москвы» планирует

задействовать площадки Галереи Ходынка и Галереи На Песчаной.

ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПЛАТФОРМЕ

Объединение «Выставочные залы Москвы» открывает Четвертый сезон фестиваля научного искусства «Частоты» будет проходить с сентября по декабрь 2023, а начиная с января 2024 года проект продолжит развиваться в формате арт-лаборатории на базе Галереи Ходынка. В перспективе Объединение «Выставочные залы Москвы» планирует открытие новой образовательной программы по развитию цифрового искусства и смежных

дисциплин под руководством основоположника советского, российского компьютерного цифрового искусства, президента Творческого союза художников России, действительного члена Российской Академии Художеств Константина Худякова.

ОБ АВТОРЕ ФЕСТИВАЛЯ

Елена Ковылина - российская художница, куратор и искусствовед.Работает в технике перформанса, акционизма и видео, а также живописи. С 1999 года— член Союза художников России. Лауреатка премии в области современного искусства «Инновация» (2006), премии Российской Академии Художеств «Против течения» (2014). Работы хранятся в собраниях Московского музеясовременного искусства, Государственного Эрмитажа,Государственного музея изобразительных искусствимени А. С. Пушкина, Национальногомузея женщин в искусствах (Вашингтон),FondazioneSandrettoReRebaudengo в Турине,Европейского дома фотографии в Париже,Фонда V-A-C (Москва), Центра Videoinsight (Турин),KunsthalleHamburg, Гамбурги в частных коллекциях во всем мире.