ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ОСНОВА НАУЧНОГО МЕТОДА — наличие критического мышления и умение ставить собственные убеждения под сомнение.
НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ — процесс изучения результатов наблюдений, экспериментов, концептуализации и проверки теории, связанный с получением научных знаний.
НАУЧНЫЙ МЕТОД — совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки.
ЭКСПЕРИМЕНТ (от лат. experimentum — проба, опыт) — набор действий и наблюдений, выполняемых для проверки (истинности или ложности) гипотезы или научного исследования причинных связей между феноменами.
ВОСПРОИЗВОДИМОСТЬ (англ. reproducibility) — близость друг к другу отдельных значений в серии результатов.
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ - Методоло́гия нау́ки, в традиционном понимании, — это учение о методах и процедурах научной деятельности, а также раздел общей теории познания (гносеологии), в особенности теории научного знания (эпистемологии) и философии науки.
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ - это раздел философии, изучающий основы, методы и следствия науки. Центральные вопросы этого исследования касаются того, что квалифицируется как наука, надежности научных теорий и конечной цели науки. Эта дисциплина пересекается с метафизикой, онтологией и эпистемологией, например, когда она исследует отношения между наукой и истиной.
ИСКУССТВО — одна из наиболее общих категорий эстетики, искусствознания и художественной практики. Обычно под искусством подразумевают образное осмысление действительности; процесс и итог выражения внутреннего и внешнего (по отношению к творцу) мира
СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО (англ. contemporary art) — совокупность художественных практик, сложившихся во второй половине XX века, в период постмодернизма.
ЭТИКА (греч. ἠθικόν, от др.-греч. ἦθος — этос, «нрав, обычай») — философская дисциплина, предметами исследования которой являются мораль и нравственность.
ЭСТЕТИКА — философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания.
ЭВРИСТИКА - (от др.-греч. εὑρίσκω — «отыскиваю», «открываю») — научная область, изучающая специфику созидательной деятельности. Это наука, изучающая творческую деятельность, методы, используемые при открытии новых концептов, идей и взаимосвязей между объектами и совокупностями объектов.
ОБРАЗ - в философской трактовке понятие «образ» - одно из основных понятий теории познания, характеризующее результат отраженной познавательной деятельности субъекта. «Образ - результат и идеальная форма отражения объекта в сознании человека, возникающая в условиях общественно-исторической практики, на основе и в форме знаковых систем.
ОБРАЗ И ИДЕЯ В Критике способности суждения Кант описывает образы искусства (Gestalten) как выражение в пространстве эстетических идей. В этом отношении идея выступает как прообраз (Urbild), а её выражение именуется Nachbild
ОБРАЗ И ИЗОБРАЖЕНИЕ Поскольку существуют «визуальные образы», то само понятие образа не подразумевает его зримости. Изображение и образ не совпадают, мы можем уничтожить изображение, но это невозможно сделать с образом, который может по-прежнему нас воодушевлять или угнетать.
ГИПОТЕЗА - (др.-греч. ὑπόθεσις — «предположение; допущение», от ὑπό — «под; по причине; из-за» и θέσις — «место; положение; тезис» — предположение или догадка, утверждение, которое, в отличие от аксиом, постулатов, требует доказательства. Гипотеза считается научной, если она, в соответствии с научным методом, объясняет факты, охватываемые этой гипотезой; не является логически противоречивой; принципиально опровергаема, то есть потенциально может быть проверена критическим экспериментом; не противоречит ранее установленным законам и, скорее всего, приложима к более широкому кругу явлений.
ВОСПРИЯТИЕ - Восприя́тие, перце́пция (от лат. perceptio) — система обработки чувственных данных, включающая бессознательную и сознательную фильтрацию. Результатом восприятия становится образ.
ГУМАНИЗМ - Гумани́зм (от лат. humanus — букв. человечный) — система построения гуманного человеческого общества, где высшей ценностью является жизнь человека, все материальные и нематериальные ресурсы направлены на то, чтобы сделать эту жизнь максимально комфортной и безопасной.
ТРАНСГУМАНИЗМ - Трансгумани́зм (от лат. trans — предлог, обозначающий переход, изменение и homo — человек) — общественный строй, политическая позиция и философская концепция, продвигающие использование достижений науки и технологии для улучшения умственных и физических возможностей человека с целью устранения тех аспектов человеческого существования, которые трансгуманисты считают нежелательными — страданий, болезней, старения и смерти. Трансгуманисты изучают возможности и последствия применения таких технологий, опасности и преимущества их использования, рассматривая в том числе идею конвергенции биологических, информационных, познавательных и нанотехнологий.
ПОСТГУМАНИЗМ — мировоззрение, основанное на представлении, что эволюция человека не завершена и может быть продолжена в будущем. Эволюционное развитие должно привести к становлению постчеловека — гипотетической стадии эволюции человеческого вида, строение и возможности которого стали бы отличными от современных человеческих в результате активного использования передовых технологий преобразования человека[. Постгуманизм признаёт неотъемлемыми правами совершенствование человеческих возможностей (физиологических, интеллектуальных и т. п.) и достижение физического бессмертия. В отличие от трансгуманизма, под определением постгуманизма также понимается критика классического гуманизма, подчёркивающая изменение отношения человека к себе, обществу, окружающей среде и бурно развивающимся технологиям, но окончательно разница между транс- и постгуманизмом не определена и остаётся предметом дискуссий.
NBIC КОНВЕРГЕНЦИЯ НБИК-конвергенция (NBIC-конвергенция) — гипотетическое ядро 6-го технологического уклада, основанное на объединении и синергетическом усилении достижений нано-, био-, информационных и когнитивных технологий. Результатом НБИК-конвергенции будет являться полное слияние этих технологий в единую научно-технологическую область знания.
В настоящий момент плоды НБИК-конвергенции находятся на начальной стадии развития технологий, поэтому основные ожидания от них озвучивают, в большей степени, фантасты и футурологи и в меньшей — учёные. По мнению футурологов, НБИК-конвергенция позволит создать искусственный интеллект, киборгов, любые материалы с заранее предсказанными свойствами. Появится возможность программирования генов, что выведет генетические модификации на новый уровень и многое другое.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО (Экоарт) — жанр искусства и художественная практика, которая направлена на сохранение, восстановление и / или обновление форм жизни, ресурсов и экологии Земли, путем применения принципов экосистем к живым видам и их средам обитания в литосфере, атмосфере, биосфере и гидросфере, включающие пустынные, сельские, пригородные и городские районы. Этот жанр отличается от энвайронмента тем, что включает в себя восстановление функциональных экологических систем, а также социальные, активистские и коммунные интервенции.Экологическое искусство также затрагивает политику, культуру, экономику, этику и эстетику, поскольку они влияют на состояние экосистем. Экологическим искусством занимаются художники, учёные, философы и активисты, которые часто сотрудничают в проектах по реставрации, восстановлению и информированию общественности.
АЛГОРИТМИЧЕСКРЕ ИСКУССТВО Algorithmic art
В основе алгоритмического искусства лежит алгоритмическая повторяемость заданной структуры — например, визуального паттерна в живописи, композиции в музыке или пространственной конструкции в скульптуре или инсталляции. Алгоритмическое искусство основано на математически предсказуемой структуре, отсылающей к механическому или цифровому способу порождения изображений, звуков или объектов.
ОКРУЖАЮЩИЙ РАЗУМ Ambient intelligence / Environmental intelligence
— это форма разума, которая существует в пространстве и не имеет постоянного ядра. Термин ambient intelligence применяется прежде всего к электронной среде, а термин environmental intelligence описывает способность природной среды (например, отдельно взятой экосистемы) к разумному поведению. Среда, обладающая признаками «окружающего разума» (ambient / environmental intelligence), как правило, респонсивна (т.е. способна активно реагировать, в частности, на присутствие человека), а кроме того, способна к самоорганизации и саморегуляции. В современной посттехнологической культуре термин ambient intelligence чаще всего ассоциируется с «умными» технологиями, лучшим примером которых являются т.н. «умные города», управляемые преимущественно при помощи компьютерных технологий. С другой стороны, в естественных науках и вытекающих из них постгуманитарном и энвайронменталистском направлениях термин environmental intelligence связан с пересмотром степени разумности естественных живых систем (как растительных, так и животных) и с их формами коммуникации в определенных ситуациях.
НАУЧНОЕ ИСКУССТВО Art&science
Современные практики научного искусства (art&science) по своей природе трансдисциплинарны: это сочетание искусства, науки и инженерии. Цель подобного типа деятельности, часто осуществляемой творческими коллективами, участники которых обладают различными навыками, заключается в расширении границ и инструментов художественной практики с опорой на научные концепции и методики. Искусство и наука вступают в творческое взаимодействие. Полученные произведения носят гибридный характер: они относятся к области как научного познания, так и художественного опыта. Представители научного искусства преследуют несколько основных целей: исследовать, понять и визуализировать в процессе творчества сложнейшие проблемы современной науки и пост-технологической культуры; использовать искусство в качестве посредника и инициатора общественной дискуссии на тему отношений науки и технологии с современной культурой и цивилизацией (например, с точки зрения трансгуманизма, постгуманизма и энвайронментализма); генерировать и реализовывать новые интегрированные научно-художественные практики, нацеленные на поиск новых творческих стратегий в современной пост-технологической культуре; а также критически взглянуть на методы и процедуры, которыми пользуется наука и инженерия в свете вызовов и потребностей современного общества.
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ Artificial Intelligence
Потенциальный интеллект, позволяющий получить определенный уровень самосознания, доступный машинам, роботам, искусственной жизни, компьютерам и даже программному обеспечению (софту). Исследования в области искусственного интеллекта направлены на создание самостоятельной и разумной формы, независящей от влияния человека. С перспективы культурологии и философии искусственный интеллект — это важная черта посттехнологической культуры и трансгуманизма. Искусственный интеллект называют одним из ключевых проектов ХХI века, в корне меняющим культурно-цивилизационный пейзаж современности. Современное искусство активно использует различные концепции искусственного интеллекта. Это характерно в частности для интерактивного и генеративного искусства, тактических медиа, нет-арта, софт-арта, био-арта, алгоритмического искусства и научного искусства (art&science).
ИСКУССТВЕННАЯ ЖИЗНЬ Artificial life
Искусственная жизнь — это форма жизни, которая возникла не только естественным путем, но и в результате научных и технологических расчетов и проектов. Будучи научной дисциплиной и вместе с тем связанной с ней художественной практикой, искусственная жизнь занимается не только реально существующими формами жизни («жизнью-которую-мы-знаем», англ. life-as-we-know), но и потенциальными живыми формами («жизнью-которая-могла-бы-существовать», англ. life-as-it-might-be). Термин «искусственная жизнь» впервые употребил во второй половине 1980-х американский программист Кристофер Лэнгтон, который в то время организовал «Конференцию по вопросам синтеза и моделирования живых систем» в американской Лос-Аламосской национальной лаборатории.
Сегодня эксперименты с искусственной жизнью можно разделить на три основных категории. Первая — это попытки создать искусственный механический организм с использованием технического оборудования (hardware). Эксперименты второй категории используют компьютерные симуляции и модели жизни, созданные при помощи программного обеспечения или софта (software). К третьей относятся биотехнологические операции, использующие т.н. «влажные технологии» (wetware). Современные прототипы искусственной жизни конструируются не только в виде биохимических организмов, но и в виде роботизированных, механических или живых операционных систем, существующих внутри компьютеров. Очевидно, что вопросы искусственной жизни связаны с концепциями искусственного интеллекта, трансгуманизма, постгуманизма, энвайронментализма и окружающего разума. К теории искусственной жизни напрямую обращаются представители био-арта, биохакинга, научного искусства.
БИО- АРТ Bio art
Направление в современном искусстве, которое имеет дело с различными биологическими формами (ср. влажные технологии/wetware). Представители био-арта используют современные биологические, биотехнологические, биоинформационные и генетические методы, добиваясь различных преобразований организмов путем вмешательства в их генетическую структуру (см. биохакинг, научное искусство). Био-арт часто критически настроен по отношению к научным лабораторным исследованиям. Он поднимает этические, общественные и философские проблемы, связанные с изменениями определения жизни и эволюции под влиянием технологических инструментов. Во многих работах био-арта прослеживается проблематика, характерная для современных концепций трансгуманизма, постгуманизма и энвайронментализма.
БИОАРХИТЕКТУРА Bioarchitecture
Это интердисциплинарная область современной науки и архитектуры, использующая биомиметические стратегии в процессе проектирования. С одной стороны, биомиметическое проектирование имеет экологическое обоснование: создаваемые системы безопасны для природы; с другой стороны, архитектурные решения учитывают особенности природных органических систем.
БИОХАКИНГ Biohacking
Биохакинг занимается «взломом» живых биологических систем, вмешательством в биологические структуры и созданием их модификаций. Этот термин часто используют представители био-арта, а также художники, связанные с движением Do it Yourself Biology «биология-сделай-сам», участники которого объединяются в независимые сообщества и работают над проектами на стыке биологии, генетики и биотехнологии. Объектом хакинга в биохакинге становятся влажные технологии (wetware).
БИОМЕТИКА Biomimetic
Это интердисциплинарный раздел современной науки, занимающийся созданием технологических устройств, основные функции и принципы работы которых заимствованы из природы. Можно сказать, что главная цель биомиметики заключается, с одной стороны, в создании новых технологий, имитирующих природные образцы (биомиметические технологии); с другой стороны — в тщательном изучении и анализе природных механизмов. На более позднем этапе это позволяет создавать алгоритмические симуляции новых форм искусственной жизни. Бионическая инженерия чрезвычайно важна для современной науки и искусства, в частности для энвайронментализма, искусственного интеллекта, искусственной жизни, трансгуманизма, постгуманизма, биохакинга, био-арта, art&science и биоархитектуры.
БЕНДИНГ Circuit bending
Бендинг (англ. circuit bending «замыкание цепей») — один из методов хакинга электронных инструментов, который заключается в изменении оригинальных электронных схем. Модифицируя исходные схемы синтезаторов, игрушек, звуковых устройств, художники получают музыкальные инструменты, производящие неожиданные и необычные звуки. Бендинг — это одна из базовых техник современной электронной музыки, нойза (noise) и саунд-арта (sound art).
КРЕАТИВНЫЙ КОДИНГ Creative coding
Заключается в написании программного кода с упором на его экспрессивные, эстетические или метаязыковые аспекты, а не на функциональность и эффективность. Креативный кодинг — это необычный способ получить уникальные свойства софта, присущий искусству новых медиа, софт-арту, генеративному искусству и нет-арту.
КУЛЬТУРА 2.0 Culture 2.0
Понятие культура 2.0 относится к новой реальности, культурный слой которой формируют не только традиционные стратегии и виды культурной активности, но и в значительной степени интернет, телекоммуникационные сети, технологии, наука, программное обеспечение, техническое оборудование и т.д. (см. посттехнологическая культура). В этой реальности традиционные механизмы коммуникации оказываются вписанными в рамки демократизированных сетей, а также свободного доступа к информации в современном обществе. Эдвин Бендык в отчете «Культура 2.0. Вызовы цифрового будущего» (Edwin Bendyk «Kultura 2.0. Wyzwana cyfrowej przyszłości») пишет:
«Понятие Культура 2.0 не тождественно культуре интернета, культуре киберпространства или других форм культурной жизни, характерной для новых медиа. Культура 2.0 — это в целом все те феномены, присущие культурному пространству современного общества, которое можно определить как информационное общество, сетевое общество, общество знания».
Благодаря коммуникационным механизмам культуры 2.0 были выработаны новые художественные формы и стратегии, например: искусство новых медиа, интерактивные медиа, нет-арт, софт-арт, хактивизм или начинания в области пост-интернета.
КИБЕРНЕТИКА
Метанаука о закономерностях управления, передачи и переработки информации в определенных системах. Создателем кибернетики считается американский математик и философ Норберт Винер, который в 1948 году опубликовал работу «Кибернетика, или управление и связь в животном и машине» («Cybernetics: Or the Control and Communication in the Animal and the Machine»). Кибернетические теории оказали серьезное влияние на новые формы искусства и новые художественные практики, в частности, манифесты кибернетического искусства Нам Джун Пайка или манифесты телематического искусства Ройя Аскотта.
Кибернетика как научная дисциплина сыграла ключевую роль в формировании художественных форм, использующих математические операции и основанных на алгоритмических и IT-процессах: электронного искусства, интерактивного искусства, искусства новых медиа. Более поздние кибернетические концепции, в частности так называемая кибернетика второго порядка, способствовали новым исследованиям в области энвайронментализма, искусственного интеллекта и окружающего разума, а также породили критическое отношение к гуманизму и антропоцентрическому субъекту.
ЭЛЕКТРОННОЕ ИСКУССТВО Electronic art
Электронное искусство — это форма художественной практики, использующей электронные или — шире — технологические медиа. Электронное искусство охватывает большинство художественных явлений начиная с 1960-х годов, применяющих аналоговые или цифровые технологии (в частности видео-арт, интерактивное искусство, искусство новых медиа, электронную музыку и т.д.). Зарождение электронного искусства совпало с медиа-революцией 60-х годов ХХ века, когда появились первые манифесты кибернетического, телематического, компьютерного и интерактивного искусства. Электронное искусство в значительной степени пробудило интерес к взаимодействию с пользователями, новым стратегиям презентации изображения и звука.
ЭНВАЙРОМЕНТАЛИЗМ Environmentalism
Это современное широко понимаемое направление исследований, которое находит применение в философии, гуманитарных, общественных и естественных науках. Энвайронментализм демонстрирует интердисциплинарный подход к вопросам охраны окружающей среды, часто совмещая теорию и практику. Будучи трансдисциплиной, энвайронментализм занимается не только вопросами экологии, но и отношениями между современной культурой и природными системами. Он не вписывается в классическое деление дисциплин, предлагает новые области и методологии для антропологических и культурологических исследований. С перспективы посттехнологической культуры энвайронментализм оказывает множественный эффект: он включает в пространство социальной критики не только принципы функционирования социальных, политических и экономических систем, но и принципы энергетической экономики, вопросы экологии систем и биотехнологий. При этом энвайронментализм ищет новые модели описания отношений человека с окружающей средой в современном мире.
Корнями энвайронментализм уходит в дискуссии XVIII века на тему отношений человека, природы и последствий назревающей промышленной революции. Развитие энвайронментализма как научной дисциплины начинается в середине ХХ века одновременно с интенсивным развитием общественных и биологических наук, экологии и кибернетики. Именно кибернетика позволила рассматривать системы культуры, науки, экологии, технологии, экономии и природы не как отдельные, а как связанные и реагирующие друг на друга. Энвайронментализм отстаивает холистическое видение посттехнологической, экономической, культурной и природной реальности. Он обращает внимание на то, что несбалансированное развитие одного из элементов этой глобальной экосистемы приводит к негативным последствиям в других. С точки зрения философии энвайронментализм внес весомый вклад в изменение дискурса современного субъекта. С одной стороны, он дал новое определение понятию естественной среды,с другой — породил новые эмансипационные процессы в культуре (см. постгуманизм). С самого начала энвайронментализм был тесно связан с общественным движением и многими арт-практиками, в частности ленд-артом, экологическим искусством, арте повера, био-артом, art&science.
ГЕНЕРАТИВНОЕ ИСКУССТВО Generative art
Понятие генеративного искусства применимо к любой художественной практике, в которой художник пользуется системой, например, естественного языка, программного обеспечения и т.д., а эти системы в процессе творчества становятся в определенной степени автономными. В ряде случаев понятие генеративного искусства синонимично алгоритмическому искусству, однако важной отличительной чертой генеративного искусства является сфокусированность на создании произведения, которое было бы результатом компьютерных или машинных операций. Таким образом мы имеем дело с произведением, которое инициировал человек, но в создании которого участвовала машина. Художник в большинстве случаев выполняет функцию создателя системы или алгоритма, на основе которого возникает итоговое произведение. Генеративное искусство часто ассоциируется с такими техниками, как лайв-кодинг (live coding) и креативный кодинг (creative coding). Генеративному искусству присуще формальное многообразие — от музыкальных, звуковых, графических, пространственных композиций до танцев и архитектурных форм.
ХАКИНГ Hacking
Хакингом называют модификацию программного обеспечения или технического оборудования, которая меняет их функцию или первичное предназначение. Хакингу подлежат IT-сети, физические и технологические объекты и даже биологические системы (см. био-арт и биохакинг). Цель хакинга не только в трансформации существующей технологической системы, но и в ее более тщательном изучении. «Хакнутое» оборудование становится объектом, обладающим специфическими функциями, которыми его наделил хакер. С точки зрения художественных практик хакинг можно сравнить с арт-интервенцией в общественном пространстве.